Сайт Про Кавказ и кавказцев
 
Рубрики сайта

Главная
Регионы
Народы
Фольклор
Гостевая
Форум
Чат
Ссылки
Контакты


Навигация по чату

Вход для мальчиков
Вход для девочек
Правила чата
Помощь в чате
Регистрация
Гостевая чата


Советы и пожелания

Свои пожелания и рекомендации по дизайну сайта присылайте в гостевую. :-))

 

 

 

 
Главная страница. Новости. Публикации.


  • ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АДЫГОВ С ОСМАНСКИМ ГОСУДАРСТВОМ

    Изучая культурно-социальную историю того или иного народа немаловажную значительность имеет исследование взаимоотношений этого общества с другими странами и народами, то есть исследование отношений с внешним миром. Потому что развитие и деградация общества прямо пропорциональна внешним отношениям. Исходя из этой гипотезы постараемся исследовать внешние отношения Адыгского (Черкесского) народа, который несмотря на четырёх-вековую борьбу и противостояние против Русской экспансии потерпел жестокое поражение, и попытаться осветить причины поражения. Мы нашли подходящим внести это как скромную лепту в празднование 700-летия Образования Османского Государства и присоединиться к теме исходя из Адыго-Османских взаимоотношений. В последующих изданиях, по мере возможностей, постараемся изучить Адыго-Русские, Адыго-Европейские, и наконец, отношения Адыгов с другими народами Кавказа и Закавказья.

    Сущность адыго-османских отношений.

    Известно, что в середине 1850-х годов некоторые Кавказские семьи добровольно переселились на Османские земли. Во время Крымской войны переселение приняло принуждённый вид и в 1862-1865-том трёх-летнем периоде достигло высшей точки и продолжалось в 1877-1878, 1890-1908-ых и до 1920-х годов. Начало переселений Кавказских семей тесно связано с изменениями в Османо-Русских взаимоотношениях. Эти массовые переселения открыли путь к коренным демографическим изменениям в структуре Османского Государства, образуя новую социальную, этническую и нравственно-теологическую композицию. В довольно богатых источниках, написанных об этом переселении, во многих местах Черкесы и Тюркоязычные народности, жившие на Кавказе, без какого-либо разделения отмечаются как "Кавказец" или "Черкес" (Bice, 1991: 45).

    Большое место в сети взаимоотношений Адыгов с Османским Государством имеет сниходительность Османов к ним после изгнания Адыгов с родной земли захватническими силами Царской России.

    ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АДЫГОВ С ОСМАНСКИМ ГОСУДАРСТВОМ Начало и прогресс принуждённого переселения начавшегося в 1864-ом году нуждается в более подробном рассмотрении, по-этому здесь мы коснёмся коротко, оставив подробности для отдельной статьи под названием "Изгнание Черкесов". Нужно отметить что характер переселения из Кавказа на Турецкие земли имеет два важных момента. Одна из них то, что в отличии от того, как пытаются показать Русские, это вовсе и не было довровольным, вызванным поощрением Османов и мусульманского духовенства, и вторая что, Кавказские переселенцы очень быстро освоились с нравами Османского общества, которое открыло им объятия, предоставив им свою землю и любовь. Произошло тесное слияние между национальностями. Эта интеграция продолжалась и в Османскогом Государстве и продолжает существовать в сегодняшней Республике Турция. Переселенцы и их потомки были в разных слоях Османского общества, они выполняли и выполняют самые разные обязанности на самых разных постах государственного аппарата.

    Первые контакты.

    Корни взаимоотношений Кавказа и Турции, территория которых в истории имеет следы многих меж-переселений, протягивающихся вплоть до IV-го столетия до нашей эры. Кавказский регион, раньше с Крымскими Ханами, затем, начиная с XVI-го века, входил в тесные связи с Османским Государством. Эта связь, иногда негативная, продолжалась до ХХ-го века (Bice, 1991: 45).

    "Первые контакты с кавказцами, которые в связи с тем, что находились на северной части Большого Кавказского Хребта который был богат нациями и языковыми группами и одновременно относящимися к Европейскому региону, были установлены в 1451-ом году, когда Фатих послал свой Морской флот на Абхазию(Сохумкале). После этого Черкесские берега, начиная с Таманского полуострова и до Сочи, с 1479-го до 1810-го года, до Русского захвата, оставались (под влиянием) Османов"(Oztuna, 1986: 331-332).

    Османское Государство после потери Крыма поняв что старая политика по отношению к Кавказу была недостаточной и ошибочной начало теперь концентрировать своё внимание на нём, который одновременно являлся Восточной границей государства. Предпологалось сделать Черкесию главной крепостью для защиты Азиатской полосы земель Османского Государства от России. В этом деле очень действенными оказались отзывы Капитана Морского Флота Хасан Паши и Джамукского Али Паши, которые после Кючюк Кайнарджинского договора исследовали Черкесские берега (Saydam, 1997: 36).

    После отклика на своё предложение Занико Мухаммед Герий, который в отличии от Кубанского Адыге Калубатыйко, опасавшегося что помощь Османов Черкесам вызовет у России неудовольство, искавший Османской помощи и прикрытия, в 1781-ом году в Стамбуле заключил договор, в следствии которого военная комиссия под руководством Ферах Али паши приехала на Западный Кавказ, чем Османы совершили свою первую и самую большую и эффективную интервенцию. После этого крепости Анапа, Согуджак и Цемез заново перестроились и укрепились(Aydemir, 1988: 15).

    Паша смог привезти из Стамбула людей духовенства и использовать их среди Черкесов как миссионеров. Произошёл такой оборот, что год вступления людей духовенства на Кавказскую землю назвали "год Имама", впоследствии, даже оставив Черкесские имена, начали давать Османские, такие как Ахмед, Мехмед и т.п., начали привозить докторов по обрезанию. После смерти Ферах Али паши политика, которая доселе была сдержанной начала принимать более жёсткий вид, из-за которого распрастронение ислама затормозилось (Aydemir, 1988: 18).

    Военные и политические взаимоотношения.

    После перехода Крыма к Русским внимание Османского Государства к Черкессии начало возрастать. Об этих событиях Ахмед Джевдет паша так выражается: "После освобождения и отделения Крымского Ханства от Османского Государства, Османы из-за необходимости привлечь и использовать воинов из Черкессии, вынуждены были уделить им особое внимание, и объясняли местным жителям ислам, которые вскоре оставив идолопоклоннечество стали примерными мусульманами (Ahmet Cevdet, 1986: 95).

    В начале VI-го века под воздействием Османов и Крымских ханов ислам на Адыгской земле начал распростроняться. На всеобщем собрании племён в 1822-ом году было принято решение поступать по шериату, но воздействие обычаев продолжалось (Akiner, 1995: 184).

    После походов Ozdemir Oglu Осман пашы среди 1578-1579-х годов Османское Государство не продолжило интересоватья Кавказом. Но когда в 1774-ом году стало понятно что Россия хочет взять Крым, внимание к Кавказу возрасло. Потому что это место представляет собой природную преграду для спуска России к югу. Для установления и укрепления влияния Османского Государства в этом регионе Ферах Али паша, как представитель государства был отправлен на Анапу чтобы построить крепость. Как охранник Анапы Ферах Али паша должен был войти в контакт с Черкесскими племенами и поставить их под Османское подчинение. На Кавказе в основном Дагестан (в большей степени из-за религиозных, чем политических основ) был в тесном взаимоотношении с Османским Государством. С другой стороны влияние Османского Государства на Западном Кавказе было намного слабее. Османское Государство никогда не старалось взять эту территорию под свой непосредственный контроль. Сильного влияния на горские племена мы не видим. Контакты и вождение отношений с кубанскими и другими племенами были возложены на Крымское Ханство. Отмечается, что даже распространение ислама среди кубанских Черкесов было совершено в основном Крымскими Ханами. Рядом с этим в переходе черкесов к исламу большую роль сыграл Ферах Али паша - как говорит Мехмет Хашим Эфенди и ссылаясь на него Ахмед Джевдет паша. Таким образом большая вероятность что из-за непризнавания Халифа (потому что мусульманами стали совсем недавно) и привычкой жить свободно, преобретённой в течении тысячелетий, контактов Черкесов и Османского Государства было мало и взаимоотношения были слабы. Влияние Османского Государства на территории было очень слабым (Habicoglu, 1993: 99).

    Ферах Али паша являвшийся ключевым звеном во взаимоотношениях Османского Государства и Кавказа после вступления в обязанность в Sogucak в 1780-ом году в первую очередь дал кров Крымским и Таманским беженцам, бежавшим через Кавказ из-под Русского гнёта. С другой стороны из Sivas, Amasya, Tokat, Gerze и Sinopa было послано туда 10.000 воинов большинство которых остались там, женившись на кавказских девушек.

    На просьбу Ногайцев дать им землю для основания Ферах Али паша выделил им место на 2000 человек в крепости Hac?lar, на 10.000 человек в местности Hatukay и для остальных 10.000 человек в крепости Анапа, которая в то время была заброшена и находилась в разрушенном состоянии (Gokce, 1979: 30).

    Россия после Kucuk Kaynarca'ского договора получила шанс составить себе предлог для захвата центральных регионов Кавказа. В 21-ой статье договора говориться:"С согласия Крымских Ханов и Татарских князев две Кабарды, то есть Большая и Малая Кабарда вместе с Татарской периферией тоже может отойти к Российскому Государственному подчинению." (Muahedat, 1879: 3/1/267).

    Сразу же с получением Крыма Царское управление начало показывать Кавказцев мировому обществу как бунтовщиков, непокоряющихся правительству. К тому же под тем же предлогом пыталась захватить и другие племена которые якобы подчинялись Кабарде. Несмотря на объявление Черкесских бейев о том что передача этих мест не имеет юрдического основания (то есть эти места по настоящему не были Османскими) и что это всего лишь ложь никто из сильных стран не пожелал прндать этому значение. Некоторые справедливые личности в то же время пытались показать всю поддельность и лживость этой исторической ошибки (bkz. Bell, 1998: 473 vd.; Longworth, 1996: 1-7).

    Начиная с поздних лет XVIII-го столетия Османское Государство старалось использовать Кавказцев в своей войне против России и каждый раз старалась их пострекать. В те же годы Россия начала продвигаться в Кавказском направлении, намериваясь захватить его. Черкесы часто воевали с Русскими. По-этому двухсторонний договор против России был под руку и Черкесам и Османам. Но после окончания войны и подписания мирого договора с Россией Османское Государство отходит в сторону и оставило Кавказ наедине с Россией.

    Тогда как в 1787-1792, 1806-1812 и 1827-1829-х годах в Османо-Русскй войне Черкесы лично вступая в схватки поддерживали Османов (Habicoglu, 1993: 99).

    Как и предпологал Станбул попытка удалась и Дагестан вместе с Кабардой и Черкесами восстали против Русских. Приехавший 11-го Октября 1787-го года в Анапу глава общин (Kose Mustafa Pasa) был встречен с необычной общей радостью (Kutay, 1957: 789).

    Истощившие силы и ослабевшие после длительных войн Черкесы попросили у Османов помощи. Эта просьба бала принята и 30-ти тысячное Османское войско под предводительством Батал паши было высажено на местечко Цемез на Черноморском побережье. Таким образом за всю историю Кавказа впервые находит место физическая помощь Османского Государства. Операция Батал паши в 1789-ом году с целью вытеснить русских из Кавказа, отобрать Крым и возродить прежднее Золото-Ординское управление, не выдержала в сражении против генерала Германа и потерпела неудачу. Однако несмотря на поражение Черкесы продолжали противостоять и совершать набеги, таким образом держа Русские силы на одном месте, не давая продвинуться. Не дали преследовать Батал пашу который отступал в направлении Анапы (Berkok, 1958: 393-94). Потом Батал паша перешел на сторону Русских и вознограждением его предательству служило название города в его честь(bkz. Gorkin, 1998: 61, 656).

    Кавказская политика османского государства.

    Абдулхамит, мать которого как и всех остальных Османских султанов после Абдулмеджид была черкешенкой, имея при дворце много кавказских переселенцев, научился черкесскому языку чтобы иметь понятие о происходящих среди них событиях. Хорошо зная об их характерных особенностях, таких как гордость, преданность и храбрость принял нужные меры по удержанию их около себя (Berzeg, S., 1991: 36).

    Многие чиновники, в большинстве Кавказского происходения питали симпатию к борьбе Кавказа против России. И большинстве были за то чтобы оказать им помощь. В общем Османское Государство и мировая общественность питая теплые чувства к Кавказу все же не могли что-либо поделать боясь открыть войну с Россией. Но все же, должно быть была оказана небольшая помощь стараниями отдельных личностей (Habicoglu, 1993: 102).

    Османское Государство несмотря на свои тогдашние затруднения не запретило полностью вход переселенцам хотя предпринимала меры по контролированию депортации, которая всё больше усугубляла его собственное трудное положение. В противном случае было бы наперекор человечности, принципам Османского Государства и Халифа который считался покровителем всех мусульман (Habicoglu, 1993: 106).

    Политико-Стратегические цели и выгоды, притягивающие османов к Кавказу:

    1. Получить Крым-Северный Кавквз-Астрахань-Казанскую полосу чтобы соединиться со Среднеазиатскими Турками.

    2. Припятствовать захвату Северного Кавквза Россией которая быстро развиваясь спускалась вниз к югу.

    3. Припятствовать географическому соединению Грузии с Россией которые были близки по вере.

    4. Получить Астрахань и восточные порты Черноморья которые являлись важными точками в Дальновосточном Торговом Рынке (Berzeg, N., 1996: 61).

    Из-за жалобы Русского посольства по поводу помощи Черкессии Османами в виде оружия и боеприпасов была образована комиссия (20 Марта 1857), которая нашла виновным бывшего управителя Боснии Исмаил пашу и Ферхат пашу отправив в Bursa второго в Kutahya. Государство дало знать о решении комиссии Русскому посольству и распространило официальные приказы чиновникам чтобы таких проишествий портивших мирное отношение с Россией больше не повторялось, одновременно с объявлением в "Takvim-i Vekai" ("Календарь Событий"-первая Турецкая газета). Эти действия чётко отражают Кавказскую политику Османского Государства (Resid Pasa, 1899: 51-53).

    Несмотря на признание обеими сторонами Кабардинской территории свободной, в 1739-ом году в Белграде подписании Россией и Османским Государством договоре (Muahedat, 1877: 3/1/247).

    в 1740, 41 и 42-ых годах Русский Царь в своих письмах Султану Махмуту 1-му пользуется выражением "Властелин и наследник Черкесов и Кабардинцев" и Османы в свою очередь в переписках с Иваном 3-им использовали те же обороты, что и показывает нам что в регионе признаётся русское влияние (BOA, Name-i Humayun, 8/35-37, 94-95).

    Известно что чтобы поставить Русских в затруднительное положение заинтересованные Турецкие чиновники организовывали действия побуждая на восстание Черкесов и Абазинов живших на границе. Так же известно что в этих событиях большую роль сыграл Муса Кундуков приехавший из Кавказа в Турцию который в своё время был генералом в Русской армии. Было хорошо известно что с восстанием Черкесов проживавших вблизи Османских границ Россия попала бы в затруднительное положение и была бы вынуждена отправить на повстанцев некоторые силы сняв их с фронта.

    Как и ожидалось в 1877-ом году в Мае после бомбардирования Турецкими кораблями на Кавказском берегу Сухумской крепости и десантированием Черкесских дружин (состоящих из переселенцев) собранных Мусой Кундуковым местные абхазцы тоже поддержали действия. В связи с этим Русские были вынуждены выделить и послать туда некоторое количество Русской Регулярной армии чтобы освободить Сухумскую крепость и окресности и подавить востание. Это поддержало предположение: для России придется не сладко если встанут на ноги Кавказские мусульмане (Kurat, 1990: 94-95).

    Энвер паша выдвинул предложение об образовании большого государства-тампон между Турцией и Россией. Однако частые поражения которые терпела Турецкая армия от Русских задерживали исполнение этого проэкта.

    Известно что Энвер паша тесно занимался повстанческим движением Черкесов на Кавказе. Ещё в Августе 1914-го году (Черкес) Мюшир Фуад паша с поощрением Энвер паши начал надеяться что сможет организовать Черкесское восстание против Русских. После развязки войны Мюшир Фуад паша организовал Кавказский комитет "Turk S?hhi Misyonu" (Турецкая Санитарная Миссия) образованный влиятельными лицами Кавказского происхождения. Этот комитет даже спланировал образования государства состоявшего из союза нескольких независимых государств, будущего иметь главой Османского принца. И еще было продумано поднять мятеж на Восточном Кавказе против Русских (Kurat, 1990: 500).

    Интерес к Кавказу у Османского управления и армии всегда существовал потому что у оных всегда было достаточно чиновников и офицеров Черкесского происхождения.

    Энвер паша вел политику образования на Кавказе "Исламского государства" и таким образом поставить преграду между Турцией и Россией.

    Протест (на эту политику Энвер паши) Советского Управления конечно же не было удостоено внимания и даже не было отвечено на него. Bab-? Ali (Османское правительство) продолжил вести политику по своему усмотрению и для своей пользы. Был подписан и договор "Дружба" 8 Июня 1918 года в Батуми с делегатами Северного Кавказа. В этом договоре Турецкое управление взяло на себя обязанность оказывать военную помощь "Северо-Кавказской Республике" и защищать друга от внешних опасностей (то есть Русских казаков и большевиков). Как и ожидалось сразу вслед за образованием "Северо-Кавказской Республика" была подвергнута нападению казаков и большевиков (Kurat, 1990: 488).

    А. Агаоглы который был во главе интеллигенции, которые были за то что чтобы оказывать всякую помощь и поддержку этой новообразовавшейся республике, так аргументировал эти желания:

    "...наша языковая, теологическая и национальная связь с Кавказскими мусульманами не может оставить нас незаинтересованным в судьбе Кавказских мусульман. Мы, хотим этого или не хотим, вынуждены выделить внимание ихнему положению и опасностям которым они могут подвергнуться ... пользуясь слабостью Кавказа россия может пойти на захват этого государства который является нашим непосредственным соседом. Это для нас будет иметь важные последствия. Мы хотим видеть его сильной и крепкой преградой между нами и Россией" (Agaoglu, 1918: 4).

    ЛИТЕРАТУРА

    - Agaoglu, A., 'Kafkas Hukumetinin Beyannamesi', Tercuman-? Hakikat, 25 Mart 1334/1918, No: 13323.

    - Ahmed Cevdet Pasa, Tezakir I, haz?rlayan; C. Baysun, Ankara, 1986.

    - Akiner, S., Sovyet Muslumanlar?, ceviren; T. Bozp?nar, Insan Yay?nlar?, Istanbul 1995.

    - Bell, J.S., Cerkesya'dan Savas Mektuplar?, Kafkas Vakf? Yay?nlar?, ceviren; S. Ozden, Istanbul 1998.

    - Berkok, I., Tarihte Kafkasya, Istanbul, 1958.

    - Berzeg, N., Cerkes Surgunu, Ankara, 1996.

    - Berzeg, S. E., 'Osmanl? Imparatorlugunda Demokratiklesme Savas?m? ve Kuzey Kafkasyal?lar', Kafkasya Gercegi, say?; 4, Samsun, Nisan 1991.

    - Bice, H., Kafkasya'dan Anadolu'ya Gocler, TDV Yay?nlar?, Ankara, 1991.

    - BOA. (Basbakanl?k Osmanl? Arsivi), Name-i Humayun no: 8.

    - Горкин, А. П., География России Энциклопедия, Москва, 1998.

    - Gokce, C., Kafkasya ve Osmanl? Imparatorlugu'nun Kafkasya Siyaseti, Istanbul, 1979.

    - Habicoglu, B., Kafkasya'dan Anadolu'ya Gocler, Istanbul, 1993.

    - Kurat, A. N., Turkiye ve Rusya, Kultur Bakanl?g? Yay?nlar?, Ankara, 1990.

    - Kutay, C., Turkiye Istiklal ve Hurriyet Mucadeleleri Tarihi, Istanbul, 1957.

    - Longworth, J., Kafkas Halklar?n?n Ozgurluk Savas?, ceviren; S. Ozden, Rey Yay?nlar?, Kayseri, 1996.

    - Muahedat Mecmuas?, Dersaadet, 1294 (Istanbul, 1879).

    - Oztuna, Y., Osmanl? Devleti Tarihi, FFK yay?n?, Istanbul, 1986.

    - Resid Pasa, Asar-? Siyasiyye, Dersaadet, 1315 (Istanbul, 1899).

    - Saydam, A., K?r?m ve Kafkas Gocleri (1856 - 1876), TTK Yay?nlar?, Ankara, 1997.

     


       
    Техническая поддержка KavkazDezign
    Сайт управляется системой uCoz